Ради завтрашних дней

16.02.2019

Родился человек. А вместе с ним — в который раз! — вопрос: каким ему быть? Как из этого несмышленыша вырастить Человека? Ведь не у каждой супружеской пары есть педагогическое образование. Да и далеко не каждый педагог по образованию действительно умеет воспитывать. Педагогический талант такая же редкость, как и любой талант вообще. Но появление ребенка пробуждает в каждом родителе педагогическую интуицию. И если прибавить к ней любовь, уважение к личности крохотного существа, которое несет в себе столько дарований, если терпеливо направлять их, не будет на земле людей, счастливее вас. Потому ^то только счастливый человек может воспитать другого счастливого человека. «Разорвитесь на части, но станьте счастливыми, — советовал А.С. Макаренко, — иначе вы не сможете воспитывать детей». Конечно, это труд всей жизни, но разве не дети наполняют нашу жизнь смыслом, разве не ради них мы работаем, учимся, постигаем прекрасное, стремимся сохранить цивилизацию?

Наш мир состоит из двух ипостасей времени — Прошлого и Будущего. Тоненьким сухожилием-связкой между ними протянуто Настоящее, которое день за днём пополняет «сундуки» Прошлого. Было и прошло — твердит нам всесильное Время. Таков порядок бытия, давным-давно и не нами установленный. Ничего трагичного в этом нет. Трагическое приходит тогда, когда эти «сундуки прошлого» оказываются забытыми, отринутыми, оторванными от Сегодня, а через него — и от Завтра. Интересует вывоз мусора в Пушкино? Профессиональные специалисты решат эту проблему за вас.

Причем отринуты не только исторические, эстетические, нравственные, но и чисто прагматические, биологические, наследственные реалии. «На память» от минувшего века нам досталась некая стыдливость в вопросах сексуального общения полов. Сначала мы не просто оберегаем, но изолируем детей от знаний из этой области. В результате они черпают их бог знает, где и от кого... Потом старательно внушаем им, что интересоваться «этим тебе еще рано», потом — стыдно, а потом — «это твое личное дело». А какое же оно личное, если от поведения мужчины и женщины, выбора партнера зависит жизнь и здоровье наших детей, внуков, правнуков? То есть тех, кого мы зовем своей сменой, кому «вверяем судьбы страны».

И ни в одной программе, ни в одной газете огромного Союза не найти было других ответов на эти вопросы. Только в очень специальной литературе, мало кому доступной, проскальзывали напоминания о том, что «яблочко от яблоньки недалеко падает», «каковы родители, таковы и дети», «от худого семени не жди доброго племени» и т. д., и т. п. Значит, кроме высокой готовности «на горе, на муки», на подвиг и геройство, каждому подрастающему человеку надо быть готовым к продолжению рода. И продолжение это должно быть здоровым и нравственно, и физически. Готовить детей к этой роли должны родители — такова их главная миссия на земле, их святая обязанность. Разумеется, все сказанное выше — не новость.