Воссоздание облика исторического деятеля

06.03.2019

Наблюдения показывают, что характеристика образа значительно легче и прочнее усваивается учащимися, если она выражена краткой и меткой словесной формулой. Поэтому полезно сочетать портрет как наглядное пособие с текстом, с высказыванием самого исторического деятеля, которое служит как бы самохарактеристикой.

Материалом, облегчающим учителю характеристику по портрету, могут служить исторические документы, содержащие описание внешнего облика исторического деятеля. Наконец, в некоторых случаях, работая с портретом, учитель использует материал о деятельности изображенного лица. Естественно, например, что портрет Д. И. Менделеева кисти Н. А. Ярошенко, изобразившего великого ученого в обстановке лаборатории, среди специальных приборов, позволяет подчеркнуть черты Д. И. Менделеева как выдающегося научного исследователя и мыслителя. Хотите заниматься разведкой месторождений полезных ископаемых? Выбирайте каргту. Этот ВУЗ специализируется на подготовке инженеров по горным специальностям.

Таковы основные источники и приемы, используемые учителем в работе с историческим портретом. Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому уметь вести разбор портрета на уроке, но научить и школьников разбираться в историческом портрете, понимать его содержание и уметь извлекать из него познавательный материал. Формой вовлечения учащихся в активную работу по портрету является беседа. Ее следует практиковать с IV—V классов, начиная с постановки самых простых вопросов, самых элементарных познавательных задач.