Метод обучения

02.11.2020

Мы делаем попытку на основе анализа и обобщения современного опыта учителей советской школы наметить хотя бы в общих чертах систему методов обучения истории. Мы глубоко убеждены в том, что ее научная разработка имеет практическое значение для повседневной работы учителя, ибо теория решения изобретательских задач реализуется не случайным применением отдельных удачных приемов и методов, а применением их продуманной и последовательной системы.

Проблему систематизации методов преподавания истории нельзя решать, не опираясь на данные педагогической психологии, не учитывая закономерностей восприятия, осмысливания, запоминания, т. е. закономерностей усвоения в ходе обучения.

Метод обучения — это не просто способ работы учителя и учащихся, это особый путь обучения и усвоения знаний, умений и навыков, характеризующийся присущими ему специфическими закономерностями восприятия, осмысливания и запоминания, это качественно особый, своеобразный способ познания учащимися изучаемых под руководством учителя явлений, с которым связан и качественно особый способ учебной деятельности учителя и учащихся.

Классификация методов преподавания истории по источнику познания исторических явлений представляется нам наиболее правильной именно потому, что каждая из групп методов: методы устного изложения, методы наглядности и методы работы с печатными и письменными текстами — действительно характеризуется и качественно отличается своеобразным источником знаний, своеобразными, качественно особыми закономерностями,, способами, путями приобретения знаний, умений, навыков, особыми формами обучения и усвоения. Эти психолого-педагогические качественные особенности определяют и своеобразные формы, способы и приемы учебной деятельности учителя и учащихся.