Американские войны вокруг искусства

03.12.2020

В 1987 году окружной судья в США отклонил иск Ричарда Серры с требованием к Управлению служб общего назначения [General Services Administration; далее - GSA. - Пер.] не убирать его скульптуру «Наклонная да», установленную по распоряжению того же GSA в 1981 году на Федерал-плаза в деловом центре Манхэттена. «Переместить ее — значит уничтожить», — убедительно защищал Серра свою сайт-специфичную работу. Однако через два года «Наклонную дугу» все же убрали под покровом ночи. Это был не первый и не последний случай конфискации или прямого уничтожения произведения искусства, но он открыл новый этап, отмеченный особой нетерпимостью к работам передовых художников.

В том же 1987 году состоялось еще два события. Художник Андрее Серрано (род. 1950) получил грант на пятнадцать тысяч долларов от Юго-Восточного центра современного искусства (SECCA) в Уинстон-Сейлеме (Северная Каролина), который косвенно финансировался Национальным фондом поддержки искусства [National Endowments for the Arts; далее — NEA. — Пер.]. В период действия гранта Серрано напечатал фотографию в технике «Сибахром» с изображением маленького пластикового распятия, погруженного в желтую жидкость с пузырьками.

Устраиваетесь на работу? Галограммы в медкнижку можно заказать в компании Rushologram. Это поможет сэкономить время и получить подлинный документ в кратчайший сок.

В основном из-за названия этой работы, «Piss Christ» [каламбур; англ. to piss — писать. — Пер.], Серрано был обвинен пастором Дональдом Уилдмоном, председателем Американской семейной ассоциации, в «оскорблении религии». В свою очередь, Институт современного искусства в Филадельфии получил от NEA тридцать пять тысяч долларов в качестве субсидии на проведение ретроспективы фотографа Роберта Мэпплторпа ( 1947-1989), среди экспонатов которой было пять изображений гомосексуальных актов. После того как галерея Коркорана в Вашингтоне, опасаясь судебных преследований, отменила выставку, ее перевезли в Цинциннати, где Деннис Барри, директор местного Музея современного искусства, был обвинен в распространении непристойностей. Консервативное крыло Конгресса во главе с сенатором Джесси Хелмсом использовало дела Серрано и Мэпплторпа, чтобы прямо призвать к упразднению NEA. на что сторонники организации ответили более чем осторожно.